5.1.3 Формы парламентского контроля
1. Вопросы депутатов министрам. Депутат может обратиться к министру с вопросом. Вопросы представляются в письменном виде, ответы даются устно. Это заносится в протокол дебатов Палаты. Если вопрос помечен звездочкой, то министр должен отвечать в устной форме не раньше чем через три дня. Ответы заслушиваются четыре раза в неделю с 14:45 до 15:00. Министр может заявить, что государственные интересы не позволяют ему разглашать сведения, и не отвечать на вопрос. Депутат также может задавать вопросы без предварительного уведомления (в рамках данного ответа на вопрос).
2. Предложения депутатов. Депутат может поставить на обсуждение Палаты общин предложение. Если оно будет принято на голосовании, то становится решением всей Палаты. Депутат должен заранее уведомить об этом Палату и найти второго депутат для поддержки предложения. Может внести предложение с целью обсуждения вопроса, имеющего чрезвычайное общественное значение. Это предложение подлежит обсуждению в тот же день, требует поддержки 40 депутатов, должно быть внесено после окончания обсуждения вопросов к министру.
3. Поправки к тронной речи. Тронная речь излагает программу деятельности Правительства. Предложить поправки может любой депутат (обычно это представители оппозиции). Для принятия необходимо большинство голосов, что нереально при двухпартийной системе.
4. Следственные комитеты. Назначаются для рассмотрения вопроса имеющего большое значение.
5.2 Исполнительная власть
Система исполнительной власти Великобритании. Исполнительная власть Великобритании осуществляется Правительством. Оно состоит из руководителей министерств и иных ведомств, государственных министров (заместителей министров, являющих профессионалами в соответствующей сфере управления и сохраняющих полномочия независимо от смены министров и от того, какая партия формируем Правительство), парламентских секретарей (заместителей министра по связям с Парламентом), ряда других должностных лиц.
Правительство возглавляет Премьер-министр. Его полномочия вытекают из политических традиций и обычаев, и, в частности, охватывают отдельные полномочия, относящиеся, формально, к прерогативам монарха. Премьер-министр формирует Правительство и руководит его деятельностью, осуществляет контроль за исполнением решений Правительства министерствами и ведомствами. Официально он занимает должность Первого лорда Казначейства. Благодаря набору своих полномочий он играет ключевую роль.
Правительство в целом, в силу большой численности, фактически не собирается как единый коллегиальный орган. Поэтому сложилась кабинетная система управления. Кабинет представляет группу министров, определенных Премьер-министром, которая принимает коллегиальные решения по наиболее важным вопросам. Обычно это около двадцати — тридцати человек. Кабинет выступает от имени Правительства в целом. Мишин А.А. Указ. сочинение. с. 250
Интересно, что в рамках Кабинета создается еще более узкая коллегия -«внутренний кабинет». Он включает группу ближайших сподвижников Премьер-министра из числа членов Кабинета. Какого-либо формального правового статуса внутренний кабинет не имеет. В рамках Кабинета министров могут создаваться и другие коллегии — для рассмотрения отдельных вопросов (например, по вопросам обороны, внешней поли гики, экономической политики и планирования и так далее). Решение о создании таких коллегий (комитетов) принимается Премьер-министром.
Формирование и отставка Правительства. Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в Палату общин. Формально назначение осуществляет монарх. После этого Премьер-министр формирует Правительство, в основном, из парламентариев. Кабинет министров вообще может включать только членов Парламента — в основном Палаты общин, но и Палаты лордов тоже (например, лорда-канцлера). При этом государственные министры (как профессиональные заместители министров) должны обеспечивать стабильность управления.
Правительство уходит в отставку в случае отказа ему Палатой общин в доверии либо выражения ею недоверия (последнее в политической практике в настоящее время не применялось). Однако если монарх (по предложению Премьер-министра) распустит Палату общин, то отставки Правительства не происходит.
Функции и полномочия Правительства (Кабинета министров) в Великобритании. Основные функции Кабинета министров — определение политического курса, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента, и реализация, воплощение в жизнь этого курса. Кабинет министров возглавляет исполнительную власть — осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств. Но помимо функций и полномочий собственно исполнительной масти, к ведению Кабинета относятся функции и полномочия, традиционно принадлежащие главе государства, которые монарх реально не осуществляет, например, руководство внешней политикой, заключение договоров. Они осуществляются Премьер-министром.
Хотя Правительство формально подконтрольно Палате общин, на самом деле в силу того, что Премьер-министром является, как правило, лидер партии, обладающей в Палате общин большинством. Правительство, имеющее относительно устойчивое парламентское большинство, может проводить через Парламент нужные ему решения.
studfiles.net
47. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зарубежных странах.
Парламентский контроль и разнообразие его форм связаны с местом парламента в системе гос. органов, с формой правления. Поэтому степень его эффективности неодинакова в разных странах. Формы контроля парламента за деятельностью исполнительной власти: обсуждение основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентские запросы, контрольная деятельность постоянных комиссий и специальных расследовательских комиссий, а также других спец. органов парламента и особых должностных лиц, назначаемых парламентом или его палатами, выражение недоверия правительству или отдельным министрам. 1. Как правило, после созыва нового состава парламента или открытия очередной сессии по правительственному заявлению (посланию главы государства) на пленарном заседании парламента развертывается широкая дискуссия, в ходе которой депутаты дают оценку всей правительственной политике или отдельным ее аспектам. Однако большая или меньшая степень воздействия на правительство выступлений депутатов зависит от того, пользуется ли оно поддержкой парламентского большинства или нет. 2. Депутатский запрос, который адресуется правительству в целом или отдельным министрам. Порядок внесения запросов и их рассмотрения установлен в регламентах парламентов. Они имеют две формы: устный или письменный вопрос
studfiles.net
Формы парламентского контроля за деятельностью — КиберПедия
Правительства
Различают превентивный и последующий контроль.Превентивный контроль осуществляется в ходе образования правительства и выражается в обсуждении парламентом основных направлений деятельности правительства, его программы. Последующий контроль осуществляется в ходе деятельности правительства.
В парламентской практике выработаны различные формы последующего контроля. Наиболее распространенной формой являются вопросы депутатов к правительству (премьер – министру, министрам и другим членам правительства). Для этого регламентами многих парламентов на сессиях отводится специальное время – час вопросов. Например, в Германии депутат Бундестага может задавать правительству не более двух вопросов в неделю. При этом обсуждение ответов не предусматривается, но ответ должен быть дан в установленное время.
Другой формой контроля выступает запрос депутата. Это обращение депутата парламента к члену правительства с требованием о предоставлении информации и даче разъяснений по конкретным вопросам деятельности. Как правило, запрос подается в письменном виде, ответ на него может выноситься на обсуждение.
Еще одной формой контроля является интерпелляция. Онапредставляет собой обращение палаты или группы парламентариев к правительству или отдельному министру по важному вопросу государственной и общественной жизни, которое включается в повестку сессии и по результатам обсуждения принимается соответствующее решение. Неудовлетворительная оценка деятельности правительства может повлечь его отставку. Эта форма контроля применяется в парламентарных и смешанных республиках.
Контроль за деятельностью правительства может также осуществляться через парламентские комиссии и комитеты, которые вправе вызвать любого члена правительства на свои заседания, потребовать предоставления соответствующей информации.
Среди форм контрольной деятельности парламента следует назвать парламентские расследования. Для этих целей обычно создаются специальные комиссии, которые наделяются полномочиями по сбору доказательств, вызову свидетелей (явка которых обязательна). О результатах своей деятельности комиссии докладывают парламенту, который в свою очередь может направить материалы в суд или применить парламентские формы ответственности: выразить вотум недоверия правительству, осуществить процедуру импичмента.
Важной формой контроля за деятельностью правительства является постановка вопроса о доверии или недоверии правительству. Вотум недоверия (резолюция порицания) – это выражение недоверия парламентом или его нижней палатой деятельности правительства или отдельного министра. Он считается выраженным, если в его поддержку проголосовало абсолютное большинство членов палаты. Правовым последствием выражения вотума недоверия является обычно уход в отставку данного правительства и формирование нового. Вотум недоверия может быть деструктивным (обычным) и конструктивным. Последний предполагает выражение недоверия правительству в сочетании с процедурой избрания нового главы правительства. Такой порядок, в частности, устанавливает Основной закон ФРГ 1949 г. (ст. 67) (немецкая модель позднее была воспринята в Испании, Польше, Венгрии и других странах). В отличие от вотума недоверия, вотум доверия инициируется самим правительством в связи с критикой его курса или в связи с принятием какого-либо закона, предложенного правительством. В ряде случаев вотум доверия может использоваться как средство давления на депутатов, под угрозой возможного роспуска парламента.
Распространенной формой контроля за деятельностью правительства являются доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат, содержащие информацию о своей деятельности. Данная форма контроля характерна для парламентарной формы правления, в президентских республиках она не применяется.
Правовой статус депутата
Правовой статус депутата – это его правовое положение, включающее в себя совокупность прав и обязанностей, закрепленных конституцией и законами. Статус депутата в парламентах различных государств может быть различен, однако его основные черты являются общими для большинства государств. Должность депутата является одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Например, зарплата члена Конгресса США составляет примерно 150 тыс. дол. в год.
Для правового статуса депутатов характерными являются такие понятия, как «иммунитет»и «индемнитет».
Иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает, что член парламента не может быть подвергнут уголовному преследованию, аресту, задержанию и (или) обыску без согласия парламента или его руководящих органов (спикера, бюро), за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Депутатский иммунитет служит гарантией независимости депутатов, защищает их от вмешательства в их деятельность должностных лиц государства.
Законодательство многих государств содержит ряд существенных дополнений в отношении иммунитета депутатов. Например, в Японии указанные меры принуждения не могут применяться к депутату в течение сессии. В США иммунитет не распространяется на случаи государственной измены, совершения тяжких преступлений и нарушения общественного порядка. Бундестаг ФРГ в начале работы парламента принимает решение, в соответствии с которым полиции в случае обоснованных подозрений предоставляется право вести против депутатов следствие без специального решения палаты.
В настоящее время наметилась тенденция постепенного отказа от иммунитета, поскольку он нарушает принцип равенства всех перед законом.
Понятие «индемнитет» обозначает ряд депутатских привилегий материального плана, необходимых для выполнения депутатских функций. В частности, понятие индемнитет включает в себя:
1) право депутата не нести ответственность за свои высказывания и голосования в парламенте; 2) право на денежное вознаграждение за депутатскую деятельность, размер которого не подлежит изменению в течение всего срока полномочий депутата; 3) право на пользование услугами консультантов, помощников и оплату их работы за счет бюджета; 4) право на транспортные расходы и расходы за пользование средствами связи; 5) право пользования авиатранспортом для общения с избирателями в своем округе; 6) право пользования услугами внутрипарламентских служб – библиотекой, компьютерной базой данных (Финляндия), столовой (Япония) и пр.; 7) право на оплату расходов, связанных с проведением встреч с избирателями, и другие права |
Вместе с тем конституционное законодательство предусматривает внутрипарламентскую ответственность депутатов, выражающуюся в определенных санкциях (например, лишение слова или выдворение из парламента на какой-то срок (Великобритания), лишение вознаграждения за время отсутствия в парламенте (Франция), исключение из парламента (Южная Корея).
В парламентах большинства развитых государствдепутаты работают на профессиональной основе. Для создания благоприятных условий деятельности им предоставляется свободный мандат. Это значит, что депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей. По общему правилу, досрочный отзыв депутата не допускается.
В странах с недемократическими режимами депутаты парламентов работают, как правило, на непостоянной основе, т.е. совмещают депутатские функции с основной работой. Кроме того, они имеют императивный мандат. Это означает, что они представляют интересы конкретных избирателей; обязаны выполнять их наказы; могут быть досрочно отозваны избирателями.
Выделяют 2 вида мандата – свободный и императивный, характеризующиеся следующим:
свободный мандат | императивный мандат |
• депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей; • депутат не связан волей своих избирателей; • невозможен досрочный отзыв депутата | • депутаты представляют интересы своих конкретных избирателей; • в своих решениях депутаты подчинены избирателям и ответственны перед ними; • обязаны выполнять наказы избирателей; •могут быть досрочно отозваны избирателями |
Вспомогательные органы, учреждения и должностные лица
При парламентах
К числу таких органов, учреждений и должностных лиц относятся:
1) счетные палаты, которые контролируют исполнение государственного бюджета, следят за финансово-хозяйственной деятельностью органов государства и др. Они формируются парламентом и отчитываются перед ним о своей деятельности. Нахождение этих органов при парламенте гарантирует их независимость от исполнительной власти;
2)омбудсмены – должностные лица, избираемые парламентом, в обязанности которых входит наблюдение за состоянием прав человека в стране;
3)квесторы – лица, которые поддерживают порядок в зале заседаний парламента.
К вспомогательным службам парламента относятся также: библиотека, секретариат, консультанты парламента, помощники депутатов, референты.
Важную роль в структуре парламента и его палат занимают постоянные комитеты и комиссии, количество которых зависит от парламента конкретного государства и часто меняется. Обычно создается от 10 до 25 комиссий и комитетов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие парламентаризма и определите его сущность.
2. Назовите и охарактеризуйте структуру зарубежных парламентов.
3. Охарактеризуйте внутреннюю организацию парламентов и их палат.
4. Охарактеризуйте компетенцию парламентов.
5. Дайте понятие законодательного процесса и охарактеризуйте его составляющие.
Тема 8. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
cyberpedia.su
44. Формы парламентского контроля за правительством.
После созыва нового состава парламента на пленарном заседании парламента развёртывается дискуссия, в ходе которой депутаты дают оценку всей правительственной политике или отдельным её аспектам. Воздействия на правительство зависит от того, пользуется ли правительство поддержкой парламентского большинства или нет.
Институт депутатского запроса адресуется правительству или отдельным министрам. Порядок запросов урегулирован в регламентах правительства. Запросы имеют две формы: устный или письменный вопрос и интерпелляция. Действенной формой является интерпелляция. Интерпелляция это форма депутатского запроса, который адресуется либо правительству, либо министру по определённому вопросу, соответствующий министр обязан дать ответ и обосновать политическую линию правительства. Тем самым интерпелляция позволяет парламенту контролировать правительство. Интерпелляция используется в нижней палате. В регламентах детально регламентируют все стадии прохождения интерпелляции: порядок внесения; ознакомление депутатов с ней; передача правительству; установление сроков ответа на неё; ознакомление депутатов с ответом; проведение дискуссии по ответу и порядок постановки вопроса о доверии правительству или министру. В случаях, когда министр не может дать ответ на интерпелляцию — она может быть отклонена председателем правительства, а так же может быть выдвинуто требование о поддержке интерпелляции определённым числом депутатов. Интерпелляция может вызвать отставку правительства, если его деятельность в ходе обсуждения и последующего голосования будет признана неудовлетворительной.
Письменный и устный вопрос используется, скорее всего, как средство информации. Голосования и прения по ним не проводятся, но эта форма депутатского запроса так же позволяет держать под контролем исполнительную власть.
Парламентские комиссии так же осуществляют контроль за деятельностью парламента. Это вспомогательные органы, создаваемые парламентами. Важнейшую роль играют законодательные парламентные комиссии, на рассмотрение которых передается большая часть законопроектов, проектов резолюций и иных актов, принимаемых парламентами. В зависимости от срока полномочий, предметов ведения и объема компетенции законодательные парламентские комиссии подразделяются на постоянные (создаются на весь срок полномочий парламента), временные, специализированные. В большинстве государств (США, Франция, Италия, ФРГ, Финляндия и др.) парламенты образуют постоянные законодательные парламентские комиссии, причем, как правило, эти комиссии специализируются (экономические, финансовые, сельскохозяйственные, военные и т.д.). Временные комиссии (чаще всего неспециализированные) создаются для рассмотрения конкретного вопроса.
Палата общин Великобритании образует ряд постоянных парламентских комиссий неспециализированного характера. В США, Италии и ряде других государств практикуется создание парламентских комиссий, наделенных очень широкими полномочиями в отношении поступившего на их рассмотрение законопроекта. Парламентские комиссии формируются обычно в соответствии с регламентом путем выборов и сохраняют в своем составе соотношение партийных сил в парламенте. Получили так же распространение особые (расследовательские) парламентские комиссии, выполняющие специальные поручения палат или расследующие деятельность исполнительных органов государственный власти, общественных организаций, предприятий и т.д. В некоторых государствах для упрощения парламентской процедуры образуются комитеты всей палаты (например, Комитет путей и средств Палаты общин Великобритании), включающие всех депутатов палаты, но работающие под руководством председателя соответствующего комитета (а не председателя палаты).
Своеобразной формой осуществления парламентского контроля над деятельностью правительства и подчиненной ему администрации является институт омбудсменов. Омбудсмены назначаются на должность парламентами и являются их должностными лицами. Они наделяются парламентами достаточно широкими контрольными полномочиям. Например, парламентский комиссар по контролю над администрацией в Великобритании производит расследования по жалобам на дурное управление, которые избиратели направляют своим депутатам в Палате общин. Его полномочия распространяются на всю деятельность центральных департаментов, за исключением политических решений. Вне сферы его юрисдикции остаются внешняя политика и деятельность британских должностных лиц за пределами Соединенного Королевства. Он имеет доступ ко всем департаментским бумагам и о результатах своего расследования докладывает Палате общин. Для рассмотрения предложений парламентского комиссара обычно назначается расследовательский комитет. Результаты расследований, произведенных омбудсменами, обычно публикуются в печати. Парламенты в ряде случаев принимают законодательные меры для устранения обнаруженных злоупотреблений. Институт омбудсменов в известной мере дополняет традиционные формы парламентского контроля. Его достаточно высоко оценивают в зарубежной правовой литературе, однако выдвигаются и аргументы против этого метода контроля. После введения омбудсменов в некоторых штатах США высказывались опасения, что они фактически присваивают себе функции мэров, окружных атторнеев и других выборных должностных лиц.
В ряде стран парламентам предоставлено право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной категории должностных лиц. Импичмент — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению. Конституция США также предусматривает возможность привлечения к ответственности в порядке импичмента в отношении ряда федеральных должностных лиц, включая Президента. Согласно Конституции Палата представителей, играющая роль камеры придания суду, составляет обвинение в форме статей импичмента, которое направляется Сенату для вынесения приговора. Лицо, признанное виновным в порядке импичмента, отстраняется от должности, но в дальнейшем может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке.
studfiles.net
4. Парламентский контроль федерального
СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Становление и развитие парламентаризма в России идет не только путем совершенствования парламентских процедур и статуса палат парламента, но и через применение наиболее рациональных и продуктивных форм парламентского контроля, которые выработаны мировой практикой и нашли отражение в российском опыте.
В КонституцииРФ не содержится определения и достаточных форм парламентского контроля. Однако анализ законодательства и регламентов палат российского парламента позволяет определить парламентский контроль как регламентированную конституционными нормами деятельность уполномоченных органов, направленную на проверку и оценку соответствия и реализации законов в целях устранения выявленных нарушений и предупреждения возможных несоответствий в системе действующего законодательства <1>.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник «Парламентское право России» (под ред. О.Н. Булакова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2007.
<1> См.: Парламентское право России: Учебник / Под ред. О.Н. Булакова. М., 2006. С. 135 — 138.
Порядок и формы контроля установлены в ФЗот 7 мая 2013 г. «О парламентском контроле», субъектами которого являются Совет Федерации и Госдума, их комитеты и комиссии, члены СФ и депутаты, Счетная палата РФ, а также парламентская комиссия по расследованию соответствующих фактов и обстоятельств. Среди целей контроля — обеспечивать соблюдениеКонституциии законов страны, противодействие коррупции, выявление ключевых проблем в деятельности госорганов. Кроме того, изучается практика применения законодательства России, вырабатываются рекомендации по его совершенствованию.
Перечислены формы парламентского контроля. Так, Госдума рассматривает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает его ежегодные отчеты и доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России. Проводятся парламентские слушания и расследования. Направляются депутатские запросы. Представители ФС РФ могут привлекаться к работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения ЧС и ликвидации их последствий. Государственный и местный органы, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты ФС РФ, подготовленные по итогам проведения парламентского контроля, и в определенный срок уведомить ее о принятых мерах.
Правительство РФ должно ежеквартально информировать парламент страны о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами. Парламентский контроль осуществляется гласно. Информация о нем должна быть открытой для общества и СМИ, в т.ч. через Интернет. Общее руководство организацией и проведением парламентского контроля возлагается на председателей палат ФС РФ и их заместителей.
Правовое регулирование такой формы парламентского контроля, как парламентские расследования, нашло отражение в Федеральном законеот 27 декабря 2005 г. «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ», где установлены предмет, основания, порядок проведения и организационные формы парламентского расследования.
В соответствии с Закономпарламентскому расследованию подлежат: факты грубого или массового нарушения гарантированныхКонституциейРоссии прав и свобод человека и гражданина; обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера; обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Парламентскому расследованию не подлежат: деятельность Президента РФ; деятельность суда по осуществлению правосудия; деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая ими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Предметом парламентского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
Основаниями для возбуждения парламентского расследования являются события, ставшие известными депутатам и сенаторам, связанные с обозначенными фактами.
При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (поддержке предложения о создании комиссии) и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Комиссию возглавляют обладающие равными права сопредседатели, избираемые палатами Собрания.
По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты парламента, где должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, а также законодательные и кадровые предложения.
Палаты Федерального Собрания в течение одного месяца рассматривают и утверждают итоговый доклад. В заседаниях палат Федерального Собрания России при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада вправе участвовать Уполномоченный по правам человека в РФ.
Утвержденный палатами доклад направляется Президенту РФ и Правительству РФ, которое обязано рассмотреть его на своем заседании, публикуется в установленном порядке, а также размещается в сети Интернет. После чего парламентское расследование считается завершенным.
Федеральное Собрание РФ воспользовалось своим правом на проведение парламентского расследования, объектом которого явилась авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В итоговом докладе парламентской комиссии среди причин аварии указаны недопустимо низкая ответственность эксплуатационного персонала и руководства станции, злоупотребление ими служебным положением. В докладе поименно перечислены около 20 виновных должностных лиц СШ ГЭС, 15 из которых члены комиссии рекомендовали уволить с работы <1>.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник «Парламентское право России» (под ред. О.Н. Булакова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2007.
<1> См.: Парламентское право России: Учебник / Под ред. О.Н. Булакова. М., 2006. С. 135 — 138.
Парламентские слушания, являясь одной из форм парламентского контроля, не ограничены лишь контролем, они являются инструментом обратной связи парламента с общественностью, служат для прояснения и согласования позиций их участников.
Основной целью слушаний является разработка компромиссного, итогового, согласованного решения, что достигается путем выявления и обмена мнениями, согласованием позиций.
Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации парламентских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в парламентских слушаниях участников.
Активно проходят такие слушания как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации, тематикой обсуждения становятся сферы образования, науки, культуры, здравоохранения, транспорта, экономической политики и др. Комитеты и комиссии палат парламента также принимают участие в организации и проведении парламентских слушаний, состоявшихся в другой палате парламента, что является одной из форм их взаимодействия.
Особыми формами парламентского контроля являются парламентские и депутатские запросы, вопросы депутатов и «правительственный час». Такие формы, предусмотренные и регламентами палат, и ФКЗ»О Правительстве РФ», позволяют депутатам обратиться к чиновникам по наиболее значимым вопросам и получить обстоятельное разъяснение или ориентировать компетентные органы на принятие соответствующих мер <1>.
———————————
КонсультантПлюс: примечание.
Учебник «Парламентское право России» (под ред. О.Н. Булакова) включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2007.
<1> См.: Парламентское право России: Учебник / Под ред. О.Н. Булакова. С. 188 — 190.
К специфическим формам парламентского контроля можно отнести отрешение Президента РФ от должности, которую законодатель к таковым не относит.
Таким образом, законодательная и представительная функции парламента неразрывно связаны с его контрольной деятельностью. Народ не только делегирует законодателю установление правовых предписаний в форме законов, но и поручает компетентным субъектам осуществлять парламентский контроль над исполнением и соблюдением законодательства.
studfiles.net
Парламентский контроль и его основные формы
⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 28Следующая ⇒
Парламентский контроль осуществляется, прежде всего, при подготовке, рассмотрении и принятии проекта бюджета на очередной год и отчета о его исполнении за прошедший год. По представлению Правительства РФ парламент России принимает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и отчет об исполнении федерального бюджета прошлого года. Контроль над ходом бюджетного процесса представительные учреждения осуществляют с помощью специально создаваемых контрольно-ревизионных органов. Для осуществления текущего контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума на паритетных началах образуют Счетную палату РФ. Порядок организации и деятельности названного органа государственного финансового контроля, подотчетного парламенту, определяется в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Счетная палата РФ следит за законностью и своевременностью исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга России и за использованием кредитных ресурсов. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на органы, организации, учреждения и иные субъекты, если они используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. Счетная палата РФ регулярно предоставляет Федеральному Собранию информацию о ходе исполнения, результатах проводимых контрольных мероприятий и в соответствии с установленной компетенцией принимает меры по пресечению выявленных правонарушений.
К формам парламентского контроля относятся: парламентский запрос, депутатский запрос, приглашение членов Правительства РФ и других должностных лиц на заседание соответствующий палаты для ответов на вопросы парламентариев. Парламентские и депутатские запросы направляются должностным лицам, в государственные органы и органы местного самоуправления, иные указанные в ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» публично-властные структуры. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Ответ на запрос оглашается на заседании соответствующей палаты. Депутатский запрос направляется самостоятельно каждым парламентарием. Ответ на такой запрос не оглашается на заседаниях палат. Уполномоченные должностные лица обязаны отвечать на парламентские и депутатские запросы, а также являться на заседания палат по приглашению парламентариев, направленному в установленном порядке. Для заслушивания ответов приглашенных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы на заседании палат Федерального Собрания отводится специальное время «правительственный час». В рамках «правительственного часа» могут оглашаться и ответы на парламентские запросы.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 287) устанавливается ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию или Счетной палате РФ, уклонение от предоставления информации, предоставление заведомо неполной или ложной информации. Должностные лица, в том числе члены Правительства РФ, не отвечающие на парламентские и депутатские запросы, допускающие формальный подход к подготовке соответствующих ответов, могут подлежать уголовной ответственности.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы могут реализовывать парламентский контроль путем обращения к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. По вопросам своей деятельности парламентарии пользуются правом на безотлагательный прием должностных лиц. В соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» комитеты и комиссии палат Федерального Собрания вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения членам Правительства РФ и руководителям федеральных органов исполнительной власти.
Важной формой парламентского контроля согласно ФЗ «О парламентских расследованиях»является образование комиссий по парламентским расследованиям. Назначение названных комиссий состоит в исследовании фактов и событий, связанных с организацией и деятельностью различных органов и объединений граждан, поступлением и расходованием финансовых и материальных ресурсов, нарушениями российского законодательства. Итогом работы таких комиссий может быть подготовка заключений, рекомендаций и (или) проектов решений, представляемых на рассмотрение палаты Федерального Собрания.
Парламентский контроль осуществляется путем выражения парламентом недоверия исполнительным органам власти и (или) отдельным должностным лицам этих органов. Государственная Дума правомочна по собственной инициативе выразить недоверие Правительству РФ или отказать ему в доверии, вопрос о котором перед палатой поставил Председатель Правительства РФ. Основанием выражения недоверия Правительству РФ может явиться отклонение нижней палатой парламента в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
При повторном отклонении в первом чтении проекта этого федерального закона Дума обязана поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Выражать недоверие отдельным членам Правительства Государственная Дума не вправе. Парламентский контроль может также реализовываться в форме влияния представительного учреждения на исполнительные органы власти, что проявляется, например, в правомочии Государственной Думы участвовать в определении персоны главы российского Правительства. Так, Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность возникновения конфликта между Государственной Думой и Президентом РФ по поводу формирования Правительства РФ и по политической оценке его деятельности. Этот конфликт разрешается в рамках установленного механизма роспуска главой государства нижней палаты российского парламента либо отставки высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ распускает Государственную Думу в трех случаях:
•после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства РФ;
•в случае двукратного выражения ею недоверия Правительству РФ;
•в случае отказа в доверии, вопрос о котором перед Государственной Думой поставил Председатель Правительства РФ.
Рассмотрим каждый из случаев подробно. Первый случай (устанавливается ст. 111 Конституции РФ): Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы. Глава государства предлагает палате кандидатуру Председателя Правительства РФ не позднее двухнедельного срока после своего вступления в должность или после отставки Правительства. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения об этой кандидатуре. Каждый другой претендент на должность Председателя Правительства РФ должен представляться Президентом РФ в течение недели со дня отклонения предыдущей кандидатуры Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ не имеет альтернативы дальнейших действий. Глава государства назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
В описанной процедуре у Президента РФ более сильные позиции, чем у Государственной Думы. Во-первых, Конституция РФ не устанавливает срока, в течение которого Президент обязан принять решение о назначении Председателя Правительства РФ и роспуске Государственной Думы. Во-вторых, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ Президент РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.
Второй случай (устанавливается ст. 117 Конституции РФ): Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ большинством голосов от общего числа своих депутатов. После однократного выражения недоверия Правительству глава государства вправе объявить отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент имеет альтернативу дальнейших действий. Он объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
В описанной процедуре сильные позиции вновь имеет Президент. Во-первых, Конституция РФ также не устанавливает срока, в течение которого Президент РФ обязан принять решение об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы. Во-вторых, последнее слово об отставке Правительства РФ имеет Президент РФ.
Третий случай (устанавливается ст. 117 Конституции РФ): инициатором вопроса о доверии Правительству РФ может быть не только Государственная Дума, но и Председатель Правительства РФ. Он ставит перед нижней палатой вопрос о доверии Правительству. Если Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней может принять альтернативное решение: объявить об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы.
Судьбу Правительства РФ и Государственной Думы также решает Президент РФ.
Таким образом, процедура роспуска Государственной Думы свидетельствует об уязвимости положения парламента в системе разделения властей. Дума не может путем выражения недоверия самостоятельно отправить Правительство РФ в отставку. Президент РФ играет решающую роль в определении судьбы Правительства РФ, несмотря на негативные оценки парламента, относительно работы последнего. Такое положение говорит о слабости парламентского контроля.
В Конституции РФ устанавливаются гарантии от произвольного роспуска Государственной Думы и непрерывности работы парламента. Одновременно с принятием решения о роспуске нижней палаты парламента Президент РФ обязан назначить дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия решения по вопросу от отрешения Советом Федерации, в период действия на всей территории военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий главы государства. А в случае решения вопроса о недоверии Правительству РФ Государственная Дума, кроме того, не может быть распущена в течение года после ее избрания.
После роспуска полномочия палаты не прекращаются в полном объеме. Положения Конституции РФ о роспуске Государственной Думы Конституционный Суд РФ растолковал таким образом: что роспуск означает прекращение полномочий по принятию законов, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. Таким образом, после роспуска могут продолжать работу Совет палаты, комитеты и комиссии, проводятся парламентские слушания, а депутаты могут осуществлять работу с избирателями и осуществлять иную деятельность вне заседаний палаты.
Важной формой парламентского контроля является отрешение от должности главы государства. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Порядок отрешения главы российского государства от должности и оценки позиций, участвующих в названной процедуре государственных органов рассматриваются в лекции 10.
Нормативная основа деятельности палат Федерального Собрания. Внутреннее устройство Совета Федерации и Государственной Думы, порядок работы
Порядок организации и деятельности палат Федерального Собрания, механизмы их взаимоотношений с другими органами публичной власти, формы влияния граждан и их объединений на парламентариев регулируются целым рядом нормативных правовых актов. К ним, прежде всего, относится Конституция РФ, ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Положения о полномочиях палат Федерального Собрания содержатся также в иных федеральных законах, в целом ряде постановлений Конституционного Суда РФ.
Каждая палата Федерального Собрания принимает регламент и самостоятельно решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. В Регламенте Государственной Думы и Регламенте Совета Федерации определяются различные вопросы их деятельности: внутреннее устройство палат; порядок проведения заседаний, парламентских слушаний, работы парламентариев с избирателями; законодательная процедура в соответствии с конкретными этапами рассмотрения законопроектов в Федеральном Собрании и др. Работу Государственной Думы и Совета Федерации обеспечивают аппараты палат, состоящие из государственных гражданских служащих.
Совет Федерации имеет следующее внутреннее устройство: палата избирает Председателя и его заместителей, образует Совет палаты, комитеты и комиссии, их председателей и заместителей из числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации играет важную роль в руководстве деятельностью палаты и организационном обеспечении выполнения ее функций. Председатель созывает заседания Совета Федерации, формирует проекты повестки дня, ведет заседания, подписывает постановления палаты, координирует работу комитетов и комиссий, направляет в них для предварительного рассмотрения законопроекты, осуществляет общее руководством Аппаратом Совета Федерации и осуществляет иные полномочия руководящего и организационного характера. Заместители Председателя замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие и выполняют его поручения.
Совет палаты является постоянно действующим органом и образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. В Совет входят Председатель, заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий. Совет в коллегиальном порядке решает вопросы организации и обеспечения работы палаты и предварительно готовит материалы для всеобщего обсуждения на заседании парламентариев. Например, Совет утверждает график заседаний палаты, принимает решение о проведении парламентских слушаний, рассматривает проект повестки дня, решает вопрос о степени готовности законопроектов и иных материалов, выносимых на заседание, дает согласие Председателю Совета Федерации на назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата палаты, заслушивает отчеты последнего о работе аппарата.
Совет Федерации образует постоянные комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Основной функцией постоянных комитетов и постоянных комиссий является разработка и предварительное рассмотрение проектов законов и иных решений, выносимых на заседание Совета Федерации, подготовка заключений по этим документам. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи или на определенный срок. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов. Комитеты и комиссии создаются по различным направлениям политической, экономической, социальной деятельности.
Например, в верхней палате образованы комитеты по бюджету, обороне и безопасности, социальной политике, аграрной — продовольственной политике и другие; комиссии по информационной политике, по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.
Государственная Дума имеет следующее внутреннее устройство:
Палата избирает Председателя, его первых заместителей и заместителей, образует Совет палаты, комитеты и комиссии из числа своих депутатов. Председатель Государственной Думы ведет заседания, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета палаты, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата палаты, направляет внесенные в палату законопроекты в депутатские объединения для сведения и в комитет в соответствии с вопросами его ведения, подписывает постановления Государственной Думы, направляет принятые палатой законы для одобрения в Совет Федерации и т. д. Заместители Председателя замещают Председателя в его отсутствие, по поручению Председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями.
В Совет палаты с правом решающего голоса входят председатель, его первые заместители и заместители. В работе Совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов. Право решающего голоса имеют руководители депутатских объединений.
Совет палаты формирует проект примерной программы законопроектной работы, проект календаря рассмотрения палатой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков, проект порядка работы палаты на очередное заседание; созывает по требованию депутатов внеочередные заседания палаты; по предложению комитетов принимает решение о возвращении законопроекта субъекту законодательной инициативы, назначает комитет, ответственный за подготовку законопроекта, направляет подготовленный законопроект к рассмотрению на заседании; рассматривает отчет руководителя аппарата палаты об исполнении сметы расходов на содержание палаты за истекший финансовый год.
Государственная Дума образует из числа депутатов постоянные комитеты и комиссии. Деятельность комиссии может быть ограничена определенным сроком или задачей. Возглавляют комитеты и комиссии председатели, которые имеют первых заместителей и заместителей. Каждый депутат, за исключением Председателя нижней палаты, обязан состоять в одном из комитетов. В отличие от Совета Федерации в Думе с ее партийным составом комитеты и комиссии образуются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Названный принцип обеспечивается, например, положением Регламента палаты о том, что общее число депутатов, избранных по представлениям одного депутатского объединения на должности Председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей, не может превышать 50 % от общего числа членов данного депутатского объединения.
Основные функции комитетов Государственной Думы аналогичны основным функциям комитетов Совета Федерации: разработка и предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых на заседание Совета Федерации, подготовка заключений по ним. Комитеты нижней палаты образуются в различных сферах общественной и государственной жизни (например, в сфере конституционного законодательства и государственного строительства, труда и социальной политики, бюджета и налогов, собственности, энергетики, транспорта и связи, региональной политики, образования и науки, семьи и молодежи, экологии). В отличие от Совета Федерации комиссии Государственной Думы создаются, как правило, в качестве временных.
Примерами таких комиссий являются: Комиссия по Регламенту и организации работы палаты, Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.
В Государственной Думе образуются депутатские объединения, которыми являются фракции и депутатские группы. Депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам, называется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Незарегистрированные в установленном порядке объединения депутатов не пользуются правами депутатского объединения в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе должны сталкиваться сформированные политическими партиями позиции и мнения избирателей, которые определили политическое соотношение сил в парламенте.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
52 Формы парламентского контроля за деятельностью правительства в зс
парламент осущ. контроль за всеми органами, которые создаються парламентоми прежде всего за правительством. В президентской республики это полномочие ограничено, т.к. правительство формируется президентом. При утверждении правительства утверждается также программа действий правительства
Депутаты обладают депутатскими запросами к любой гос. организации. Сложный деп. запрос (интерпелляция) — выдвигается группой депутатов, подать председателю палаты, ставиться на повестку дня и обсуждается Парламентом. На засед. выступает соотв. министр. После этого выноситься обязат. решение. Простой – ответ м.б. устным, письменным, не обсуждается на сессии парламента.
Контрольная деятельность парламента осуществляется через специализированные комиссии. Комиссия может заслушать любого министра и сделать выводы. Решения комиссии носят рекомендательный зхар-р, но они как правило выполняются. Депутат может обращаться как устно, так и письменно для того, чтобы ему предоставили документы.
Парламентский контроль включает и финансовый контроль за деятельностью правительства. В Польше финанс. контроль осуществляет высокая палата правосудия.
Уполномоченный по правам человека – должн. лицо, избираемое парламентом для обеспечения прав человека (т.е. коств. контроль за деятельностью Правит-ва, т.к. правительство издает норм. акты и обеспеч. их и законом исполнение) Решения уполномоченного носят рекомендательный характер (не явл. обязательными). Уполномоченный направляет письмо к органам, допуст. нарушения, чтобы его исправили, но он не участвует в суд. заседаниях.
54 Правовое положение и полномочия монарха при различных формах правления.
В монарх. странах – монарх.
Его власть не производна, т.к. власть получена по наследству (по собств. праву).
Все действия осуществляются от имени монарха.
Бывают абсолютные, дуалистические (парламент слаб, монарх силен) и парламентские монархии.
Порядок наслед-я: устанавливается Конституцией, конст. з-ми, обычаями.
Салическая – только по муж. линии (Япония)
Кастильская система наследования:не исключ. женщин, если нет мужчин (Великобр., Дания, в будущем в Швеции)
Австрийская ситеиа – не исключ. женщин, но щут мужчин во всех линиях родства.
В странах арабского востока т. старший сын.
Выборная монархия (Малайзия, ОАЭ)
В случае малолетства, болезни устанавливается регент (один человек) или регентский совет (группа) – правление за монарха, вместо него.
Монарх должен принадлежать к господствующей религии. Напр. вступление в брак с католичкой – потеря права наследования.
Личность монарха неприкосновенна и иногда даже священна.
Атрибуты монарха: корона, мантия, скелет, титул, божеств. происхождение.
Денежное содержание по цивильному листу (ежегодно). Сумма может также увеличиваться.
Короли живут за счет собств. доходов. Обычно имеет свою резиденцию, огромное число чиновников.
Супруга царствующего монарха – королева.
Монарх может царствовать в нескольких странах (Великобритания).
После 2-й мировой войны монархи были упразднены:
констит. путем (Италия, Индия)
революц. путем (Ирак, Пакистан, социалистические революции в Румынии, Болгарии, Чехии)
studfiles.net